Сведение и мастеринг. Аудио мастеринг на Вашем компьютере.













Tweet

mixing and amastering. audio mastering on your computer. Сведение и мастеринг. Аудио мастеринг на Вашем компьютере.

Большинство начинающих звукорежиссеров, работающих в домашних условиях, хотят улучшить звучание своих работ, выполняя аудио мастеринг своими силами на своем студийном компьютере. Однако качественных результатов добиваются отнюдь не все. В этой статье, подготовленой для сайта Sound Talks, я расскажу о том, какие технические приему позволяют добиться хороших результатов, и реально ли достичь успехов в аудио мастеринге самостоятельно.

Аудио мастеринг – это одна из самых ответственных частей процесса записи музыкального материала. Настолько ответственная часть, что немалое количество мифов ассоциируется с этим процессом. Многие из нас слышали истории о мистических мастеринг-инженерах, гребущих деньги лопатой. Истории об их волшебном оборудовании, в котором используются вакуумные лампы с позолоченными контактами, добытые с русских списанных подлодок. И в противовес этому Вы непременно слышали о том, что некоторые звукорежиссеры имеют в распоряжении простейшие компьютерные студии с многодорожечными редакторами и определенным набором плагинов к ним, и что эти звукорежиссеры самостоятельно выполняют аудио мастеринг своего собственного материала. Пора во всем этом разобраться.


Под силу ли Вам сделать аудио мастеринг самостоятельно?

Аудио мастеринг имел совершенно узко определенный набор функций до наступления цифровой революции. Кассета или магнитная лента с окончательно сведенным музыкальным материалом приносилась мастеринг-инженеру, который через различные процессоры обработки сигнала, предназначенные для улучшения звука, переписывал Ваш материал на другую кассету или магнитную пленку. После этой процедуры создавалась тестовая заготовка диска для оценки финального результата записи перед началом серийного производства альбома. Аудио мастеринг рассматривался непосвященными как некое мистическое, скрытое от глаз и ушей обычных людей искусство. Далеко не все музыканты имели доступ к дорогому, высококачественному оборудованию, позволяющему выполнять аудио мастеринг, и далеко не у всех был опыт прослушивания тысячей аудиозаписей, чтобы точно знать, как сделать звук достойным для выхода в мир.

Сегодня инструменты, необходимые для качественного аудио мастеринга, доступны абсолютно каждому желающему, причем как с финансовой, так и с технической точки зрения. Но загвоздка в том, что 95% успешного аудио мастеринга заключается не в оборудовании, а в слухе мастеринг-инженера! Если Вы таковым слухом не обладаете, то и не стоит даже надеяться, что какой-нибудь волшебный плагин выполнит весь мастеринг за Вас. Помимо всего прочего, вся суть приглашения мастеринг-инженера заключается в привлечении человека с объективным слухом, готового услышать Вас со стороны и выполнить все необходимые изменения в звучании музыкального материала до окончательного релиза.

Означает ли это, что аудио мастеринг следует выполнять только экспертам своего дела? Отнюдь нет. Во-первых, далеко не все аспекты мастеринга требуют участия профессионала. Предположим, у Вас есть live запись Вашего выступления, которую Вы хотите опубликовать на youtube.com или же растиражировать и продавать на своих концертах. Конечно же, вы можете просто копировать диски с записью, однако диск с обработанным материалом при прослушивании вызовет куда лучшие впечатления. Во-вторых, аудио мастеринг вполне можно выполнить самостоятельно, если Вы записали несколько песен и решили проверить, как они будут звучать вместе на одном диске. После того, как Вы определитесь с очередностью композиций на альбоме, Вы всегда будете иметь возможность показать профессиональному мастеринг-инженеру отдельные записи. В процессе общения с ним Вы сможете говорить о звуке, которого хотите добиться, технически более грамотно, так как Вы уже пробовали делать аудио мастеринг этих композиций самостоятельно и представляете, как Ваши песни должны звучать и что для этого нужно.

Практика – вот единственный способ научиться что-то делать лучше. В течении многих лет я обращался к сторонним профессиональным мастеринг-инженерам, и даже и не думал о том, чтобы выполнять аудио мастеринг самостоятельно. Но, наблюдая за ними, я научился многим приемам, и, в конце концов, начал делать мастеринг своего материала своими силами. Теперь же люди обращаются ко мне, как к мастеринг-инженеру, потому как им нравятся те результаты, которых я добиваюсь. Однако, если Вы не до конца уверены в своих силах, лучше все таки обратитесь к профессионалам своего дела, которые сумеют представить Ваше творчество в самом лучшем свете.

Сегодня аудио мастеринг (в большинстве случаев) выполняется в специализированных компьютерных музыкальных редакторах и студиях, таких как Adobe Audition, Sony Sound Forge, Bias Peak, Steinberg WaveLab и других. Эти программы предоставляют звукорежиссеру хорошие возможности навигации: вырезать щелчки позволяют рисующие инструменты, масштабировать редактируемый материал можно вплоть до отображения формы волны, с задачами аудио мастеринга справляются плагины (как встроенные, так и дополнительно устанавливаемые).


Подготовка к мастерингу на этапе сведения.

На самом деле, процесс аудио мастеринга начинается еще на стадии сведения. Если в процессе сведения учесть несколько моментов, то это значительно облегчит дальнейший мастеринг материала. Даже если Вы не планируете выполнять аудио мастеринг самостоятельно, а решили привлекать профессионального мастеринг-инженера, все равно Вам следует учесть следующее. Если Вы начали запись с высокими характеристиками, например при 24 битном кодировании сигнала и частоте дискретизации 96 кГц, то с такими характеристиками стоит продолжать работу с миксом на протяжении всего процесса сведения и мастеринга. Не опускайтесь до 16 битного кодирования, пока не закончите мастеринг и не подойдете вплотную к окончательному созданию CD. Не понижайте характеристик отдельных миксов и не делайте никаких затуханий сигнала в процессе сведения. Все затухания (fade in и fade out) необходимо сделать на этапе мастеринга, когда Вы уже лучше будете понимать, какое время затухания необходимо в том или ином случае.

Обрезая треки в начале и в конце композиции, Вы должны принять решение, что в Вашем случае лучше: наличие легкого комнатного шума между песнями, или гробовая тишина, или же только несколько миллисекунд шума перед самым началом композиции, чтобы переход от тишины к музыке не был чересчур резким. Другая идея заключается в том, что Вы столкнетесь с необходимостью удаления шума. Достаточно часто в записанном материале имеет место слабый, но постоянный шум, будь то шипение, гудение и т.п. Если у Вас есть возможность получить семпл (чистый образец) этого шума, то его можно будет загрузить в программу для подавления шумов, которая при помощи математических расчетов удалит этот ненужный шум из записанной дорожки. Даже в том случае, когда речь идет о шуме с очень низким уровнем громкости, его удаление позволит значительно улучшить звук, сделав его более чистым и увеличив пространство звуковой картины.

В процессе сведения ни в коем случае не добавляйте эффектов к общему миксу, только к отдельным каналам. Обработку всего микса лучше выполнять на этапе мастеринга. Также во время сведения внимательно следите за искажениями – при прослушивании можно не заметить некоторые перегрузки, но они могут быть значительно усилены при лимитировании и эквализации в процессе мастеринга. Лучше потерять несколько дБ громкости, чем иметь риск искаженного звука. Не факт, что использование нормализации трека на стадии сведения тоже будет хорошей идеей. Вам все равно придется менять уровни громкости всех миксов при окончательном формировании композиций в альбом. И обязательно до начала аудио мастеринга сделайте резервные копии всех Ваших оригинальных миков. Эти миксы Вам потребуются, когда встанет вопрос о переиздании альбома в лучшем качестве, выпуске компиляции или сборника с Вашим участием.


Мастеринг непосредственно во время сведения.

Между мастерингом на midi + аудио секвенсоре и цифровом аудио редакторе есть одна существенная разница. Секвенсор дает возможность регулировать мастеринг процессор во время сведения. В цифровом аудио редакторе Вы, наоборот, имеете возможность работать с уже готовым, сведенным аудио файлом. Само по себе сведение достаточно проблематично без аудио мастеринга для стабилизации. С другой стороны, мастеринг на этапе сведения предполагает, что Вам точно известен тот звук, которого Вы хотите добиться в итоге. Как видим, у обоих этих методов есть свои преимущества и недостатки.

Но сама суть мастеринга все же заключается в том, чтобы привлечь постороннего человека, который сумеет объективно оценить качество звука и беспристрастно решить, что нужно для улучшения звучания Вашей музыки. Пока сторонний мастеринг-инженер сидит и выполняет свою работу, Вам лучше не показывать ему тех результатов, которых Вы добились, делая аудио мастеринг самостоятельно. Пускай у него остается определенное пространство для фантазии. Вполне вероятно, что результат его работы понравится Вам больше того, что Вы предполагали услышать. Если же Вы решили выполнять аудио мастеринг самостоятельно во время сведения, то Вам будет необходимо назначать Ваши мастеринг процессоры на шины подгрупп. Как назначаются эти мастеринг плагины – зависит от программы, в которой Вы работаете. К примеру, в Cakewalk Sonar шины подгрупп, как и отдельные каналы, имеют стандартные слоты для назначения эффектов. А в Stainberg’s Cubase SX шины подгрупп одновременно имеют pre и post слоты для эффектов. К тому же в Stainberg’s Cubase SX имеются великолепные алгоритмы дизеринга, позволяющие преобразовать 24 битные аудио файлы в 16 битные. После того, как Вы назначили плагин с мастеринг процессором и отредактировали его настройки, у Вас есть два основных пути по созданию обработанного файла:

  1.     Сохранить (записать, экспортировать) на жесткий диск Вашего компьютера. Это действие считывает выходной сигнал, обработанный каждым эффектом, и сохраняет файл на жесткий диск. Таким образом Вы получаете готовую, обработанную дорожку, прошедшую мастеринг. Далее Вам надо будет собрать все такие дорожки вместе для формирования окончательного CD.
  2.     Назначить запись на СD или DAT привод. Это позволит Вам сделать окончательную, прошедшую мастеринг запись на диск. Но Вам по прежнему нужно будет объединить эту запись с другими песнями в полноценный альбом.

Мастеринг в процессе сведения или после него?

Есть определенный компромисс между аудио мастерингом в режиме реального времени и мастерингом уже сведенного материала. Мастеринг выявляет некоторые моменты, которые могли быть не замечены процессе сведения, поэтому вполне возможно, что после аудио мастеринга Вам захочется пересвести композицию. Нередко к желанию свести композицию несколько иначе приводит добавление компрессии на этапе мастеринга. Итак, чтобы создать наиболее удобный миск для последующего мастеринга, перед началом сведения попробуйте добавить на шину главного выхода немного компрессии и эквализации. Например, добавьте «воздушности» миксу, слегка приподняв высокие частоты, и придайте объемности, также слегка подняв басы (но не переусердствуйте). Таким образом Вы создадите более «отмастеренный» звук Вашей композиции. Далее приступайте к сведению песни, слушая материал через эти процессоры эффектов. А уже закончив сведение, экспортируйте файл, отключив процессоры компрессии и эквализации с мастер шины. В результате Вы получите необработанный микс, последующий мастеринг которого Вы можете доверить профессиональному мастеринг-инженеру или выполнить самостоятельно. Однако, отключив перед экспортом проекта мастеринг эффекты, не забудьте убедиться, что уровень звука остался оптимальным, и не появились искажения.

Если же Вы все таки решили доверить мастеринг профессиональному мастеринг-инженеру, не стоит предоставлять ему недообработанный микс, в котором Вы уже попытались приблизиться к идеальному с Вашей точки зрения звучанию, но не сумели. Всегда давайте мастеринг-инженеру необработанный стерео иди многоканальный микс без мастеринг эффектов. А вот вместе с чистым миксом будет очень полезно предоставить инженеру вторую версию микса, обработанную Вами мастеринг эффектами, чтобы дать понять специалисту, какого звука Вы хотите добиться. Имея обе таких версии материала, вполне возможно, что мастеринг-инженер превратит Ваши идеи в нечто, что будет даже лучше ожидаемо Вами результата.

Возможно Вас также заинтересует:

  • Статьи о звукозаписи: «Звукозапись»

Вернуться на главную

 

forum logo

join group 3

register


  • Автор: Solar
  • Оригинал статьи
.